alex_brester (alex_brester) wrote,
alex_brester
alex_brester

Тренинги юридической деятельности. Вопросы подготовки.

Данный текст больше для внутреннего потребления, как некоторая фиксация. Возможно он будет интересен преподавателям и студентам, потому и публикую. Это набросок, не более.

Итак, нынче модно не читать лекции и спрашивать на семинарах, а заниматься интерактивом. Что это такое  и как это слово появилось уже мало кто помнит, но все, что не классическое обучение - интерактив. Одной из самых популярных форм интерактива при обучении студентов юристов является ролевая игра, которая заключается в имитации гражданского/уголовного процесса или его части. Считается, что игра сама по себе приносит больше пользы, чем обычный семинар. Студентам нравится, похоже на практику/деятельность, преподаватель чувствует себя гуру педагогики. Но, что случается при такой игре, как правило? А кроме веселья и задора ничего. А то и этого может не быть.

Классическая университетская подобная игра заканчивается указанием преподавателя на то, где были допущены ошибки. Указаниями не всегда системными, не всегда вообще про ошибки, а самое главное, что с этим делать непонятно. Скажите, лучше, кто выиграл или просто - было ли круто или нет.

Подобная игра есть попытка обучения через деятельность. Не готовая деятельность, а обучение через нее. А это значит, что пространство такой игры должно быть организовано таким образом, чтобы обучению там было место. В ином случае это имитация ради имитации. Все в такой игре должно быть подстроено под поставленные задачи. Игра должна быть управляемой со стороны преподавателя/тренера, а не течь сама по себе. Обучение через деятельность подразумевает, что в игре есть место для ошибок, их обнаружения и исправления. Иными словами, параллельно с процессом игры должен двигаться процесс рефлексии.

Задачу создания именно такой игры мы поставили себе в рамках работы в Институте повышения квалификации адвокатов. Для начала при работе со студентами, потом с выходом на практикующих непродолжительное время адвокатов.

И вот с чем мы столкнулись - сделать системную, связанную своими блоками игру с пространством для деятельности и ее последующей рефлексии, да еще и с возвращением из рефлексивного пространства обратно в деятельность очень сложно.

Вот рассказ в виде новости об одном из тренингов,

Чтобы подготовить это тренинг, мы встречались больше 10 раз, встречи не длились меньше двух часов, в целом я насчитал примерно 40 часов совместной работы до тренинга. Плюс - постоянная переписка, исправления материалов, мысли, сброшенную в почту, фотографии схем после каждой встречи. Оказалось, что просто дать дело и обозначить правила игры недостаточно, если хочешь, чтобы хоть что-то случилось. И это при том, что мы не питаем иллюзий относительно эффектов таких тренингов  - выветривается многое моментально. Но надеемся, что остаются представления о а) способе деятельности б) ходе мыслительной работы. А также надеемся, что прививается привычка думать, что и зачем делается.

Рассчитывать, что кто-то после тренинга научится что-то делать (если речь не идет о натаскивании на конкретный навык, действие)  - обманывать и себя и других.

Прежде чем поделиться собственным опытом и собственными ошибками при подготовке таких занятий, предъявлю основания нашей работы. Итак, мы исходим из следующего.

1.Опыт не передается. Его можно только приобрести самостоятельно. Рассказать об опыте в надежде, что кто-то его будет на слух воспринимать и закладывать в деятельность невозможно. Это весело, но бесполезно для обучения.

2.Гуманитарные технологии не передаются. Ими можно только овладеть, работая с носителями таких технологий. В частности нельзя рассказать как круто проводить интерактивные занятия и тот, кто послушал сможет его провести. Бесполезны описания планов таких занятий, их сценариев и т.п. Их использование  в чистом виде без переосмысления и собственной работы  - ведет к ублюдизации, не больше не меньше.

Гуманитарные технологии не отрываются от своих носителей, они субъективны, крепко связаны с личностью и скопировать их нельзя. А вот овладеть при совместной работе можно, при этом может быть изменена некоторая форма работы, но суть будет схвачена.

Попытки проводить занятия и тренинги по чужим сценариям или даже очень подробным описаниям - тщетны с точки зрения результата, если чужое не встраивается в собственную мыслительную работу над тем, как организовать процесс обучения.

Поэтому и тренинги и опыт их проведения уникальны. В этом смысле и наш опыт не говорит о том, что правильно, что нет. Это просто наш опыт.

3.Знание появляется только в результате самостоятельного исследования. Все остальное - информация.

4.Обучение в деятельности без осмысления собственной деятельности, ошибок при ее осуществлении - невозможно.

Все это разными умными людьми написано в разных умных книжках, я уж и не вспомню где. Я в это верю и от этого отталкиваюсь.


Итак, мы приступаем к разработке "с нуля" двухдневной игры.

Вот некоторые важные моменты, которые мы зафиксировали для себя.

1.Цель и задачи должны очень четко представляться тренером. Это, собственно, итак понятно, но я много раз наблюдал, когда тренинг наполнялся чем-то, что не проверялось на соответствие общей цели. Каждое свое действие, каждая часть сценария должна работать на общую цель. Как бы не хотелось сделать что-то прикольное, интересное - если не продвигает к цели - в топку. Оттого среди разработчиков и должно быть общее понимание цели, которое уточняется при обсуждении каждого последующего блока до такой степени, что к контрольным стадиям подготовки игры понимание целей единое, общее.

2.В тренинге не должно быть места тому, что не используется в игровой деятельности. Это большая преподавательская проблема. Хочется рассказать все и побольше. Хочется забацать крутую презентацию и дать много раздатки. Мол, как они без этого будут решать тот или иной вопрос. Так вот, если то, что хочется донести напрямую никак не будет в деятельности отрабатываться - в топку. Мы уже почти отказались от предварительных презентаций перед разными блоками игры, соединяя их с рефлексией после отыгранного блока. Не отыгрывается в деятельности - не пихай в тренинг.

3. Материал для игры должен работать на общую цель. Для игр-процессов речь идет о подборе дела.

Как выбирается дело обычно? То, которое по-прикольней, по-тяжелее. А надо то, которое способно провести к цели. Оно не всегда прикольное. Оно может быть рядовым, обыденным, но позволяющим решить все поставленные задачи.

У юристов всегда в запасе с десяток любимых историй и дел. Особенно то, где они побеждали, причем красиво. И хочется именно свое дело. Что может привести в том числе к скрытому, но общему направлению тех, кто проходит тренинг к тому механизму, который привел юриста к победе в этом деле.

Мы думали над тем, чтобы конструировать дело с нуля. Это сложно. Поэтому выбор фабулы, отвечающей целям все равно происходит из нескольких предложенных вариантов. А потом происходит доработка материала до того состояния, когда с ним можно будет решать поставленные задачи и двигаться к цели. Здесь уже может включиться и фантазия.

В результате рядовые по фабуле дела могут стать серьезным инструментом для работы.

4.Движение по игре должно быть письменно прописано каждым тренером в той части, за которую он отвечает. Без тщательной подготовки тренеров к игре ничего не получится. С кондачка такие вопросы не решаются, каким бы крутым тренером ты не был. Все прописать, представить коллегам, обсудить. Как минимум. Увы, многие этим злоупотребляют, стараясь "вылазить" на старом материале, харизме, опыте и т.п. Хотя не исключаю, что со временем подготовка может стать менее серьезной. Пока мы такого уровня не достигли.

5.Должно быть место в игре для исправления ошибок. С этим элементом мы пока еще работаем, пытаясь понять устройство цепочки: деятельность -рефлексия - деятельность1. То есть когда то же самое, точнее по тем же правилам делается вновь.


Вот такие вот моменты пока можно отметить в качестве фиксаций в этой части. Все это мы сейчас отрабатываем при подготовке мартовского тренинга. Приглашаю, кстати.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment