alex_brester (alex_brester) wrote,
alex_brester
alex_brester

Юридическое образование: вечные вопросы. Надо ли это все?

Надо, конечно. Но есть уже и усталость от слов и дискуссий. Сейчас ссылки, а потом поясню свои сомнения.

Итак, на базе института «Право общественных интересов» (PILnet) открылся дискуссионный клуб по вопросам развития юридического образования в России. Вот отчет о его первой встрече.

Вот неплохой иллюстративный доклад "Качество юридического образования: стереотипы и реальные проблемы"</a>

Собственно, если походить по сайту, там есть расшифровки некоторых дискуссий, итоги встреч и т.п. Неплохо, что тема развития юридического образования получила некоторую координацию.

Коллегам спасибо за доклад - вроде бы ничего нового не открыл для себя, но теперь есть на что сослаться и есть также пара очень удачных формулировок, которые удаются только социологам:).

Другое дело, что лично я от этих разговор уже устаю. Буду банален, но говорить все любят, только на уровне дел мало что меняется. Конечно, надо учитывать, что в размышлениях о юридическом образовании я провожу уже много времени. Это можно проследить по этому журналу, в частности. Может мне в силу этого кажется, что риторика дискутирующих не меняется, что темы и аргументы всегда одни и те же и даже. Немного меняется количество вовлеченных в дискуссию, но! Это видится мне практически бесполезным по одной простой причине - про гуманитарные практики бесполезно разговаривать, чтобы человек начал их реализовывать и менять. Их надо совместно осуществлять. Их надо делать совместно. Только через деятельность может происходить развитие в этой области, а не через разговоры.

Опыт не передается, опыт приобретается.

Дискуссия крайне полезная вещь, но когда она одновременно является рефлексией собственного опыта (это именно о тематике образования). Если Вам кто-то рассказал, как у него в ВУЗе все устроено - никогда Вы не сделаете также. Пока не поедете и не поработаете там месяц другой и не обсудите увиденное потом.

Человеческая деятельность не передается как у животных в виде кода генетически. Об этом писал еще М.К. Петров в Пентеконтере. Я потом пытался перенести эти рассуждения на сферу образования. Способны ли мы превратить юридическую деятельность в некий код и передавать его с помощью образовательных техник? Да, наверное, нет. Это к вопросу о целях юридического образования.

Этот вопрос поднимается в каждой дискуссии - кого мы готовим? Что он должен знать? Уметь? Каков портрет идеального выпускника? Теоретик он или практик? Всегда-всегда это обсуждается и все позиции, и аргументы по этому вопросу известны. И куда нас продвинуло это обсуждение за многие годы? А может пока остановится на том, что мы не способны декодировать некоторые гуманитарные сферы деятельности, где конечным продуктом не является нечто материальное. Где оценивать эффективности созданного возможно только через некоторое количество лет, а то и 10-летий.

Можно ли обучать без четкого понимания цели? Вроде бы нет. Но ведь обучаем много лет уже. Работодатели, и исследование это в очередной раз подтвердило, не могут сказать, что им нужно от выпускника. У них нет времени на рефлексию собственной деятельности, они решают другие задачи, а потому часто - бесполезные заказчики. Преподаватели тоже расходятся в оценках.

Вот какой выход мы нашли для себя. Сейчас мы работаем над принципиальной новой программой для адвокатской магистратуры. Естественно встал вопрос о цели и все поникли, ибо знают, чем заканчивается такое обсуждение. А закончится оно тем, что никакой программы не будет, так как мы не сойдемся в понимании идеального выпускника магистратуры.

И мы договорились так. Мы давно друг с другом работаем (это важно). Мы знаем взгляды друг друга на то, каким должен быть юрист. Они в целом не расходятся. Так может, ну ее, формулировку цели? А то начнем сейчас обсуждать, что такое знать, уметь, обосновывать, мыслить и т.п. (эти вопросы, безусловно, надо обсуждать, но немного в другом контексте). Давайте начнем делать. Разрабатывать. И если выяснится, что у нас совсем разное представление о цели - остановимся. Обсудим. Но сдается мне, что таких расхождений не будет. Мы тратим много времени на попытку описать то, что, может пока человек не способен описать.

Вот мы исходим из того, что любой юрист в своей деятельности - коммуницирует, исследует, квалифицирует и проектирует. Хотя я бы оставил и вовсе - исследует и квалифицирует. Это позволяет нам двигаться дальше. Любая попытка проблематизировать с точки зрения понятия ведет к тому, что не хватает терминологии, научного и философского аппарата и т.п.

Может быть, прийти к описанию цели после деятельности, а пока ориентироваться на ощущения? Потом, когда больше людей будут охвачены методом, сформулировать цель (не поставить, а выразить в точных терминах).

На ощущения кого - тоже важный вопрос. Образование, уверен, держится на личностях преподавателей. Просто на личностях. Сегодня, когда всякие балльные системы минимизируют контакт студента с преподавателем, надеяться на появление новых личностей в преподавательском деле трудно. И внедрение новых способов работы отсеет тех, кто работает без цели и вдохновения или переведет их в оппозицию, что тоже неплохо.

В общем, я все к тому, что надо учиться друг у друга, работать вместе друг с другом, обсуждать друг друга после совместной работы. Все остальное бесполезно. Да, конечно, на дискуссию можно позвать 50 человек, а на свои занятия 2-3 человек, да еще и на длительный срок. Это тяжело, но надо это делать. Надо коммуницировать в общей деятельности, а не общаться по поводу своей работы каждый.

Когда мы смотрим на то, что делают другие, чаще всего мы думаем - "Хе, и я так могу". Чего Вы нам тут про кейсы - мы тоже задачи решаем. Мы тоже тренинги проводим. У нас тоже интерактив.

А вот если пройти путь от подготовки занятия до его обсуждения - все становится совсем по-другому, проверено. И тогда начинаешь чувствовать метод того, с кем работаешь. И дополняешь свой метод. Вот так можно что-то менять в сознании преподавательского корпуса.

Это трудно сделать даже внутри своего ВУЗа. Тем более в масштабах страны. Но иначе все останется на уровне дискуссий. Так как любой проект реформы будет предполагать под собой четкую цель. А вот тут-то все и закончится. Я участоввал во многих проектах, где вопрос о целях (компетенциях, навыках, умениях) становился едиснтвенным вопросом, а сделать ничего толком не успели.

Совместная же работа может привести к тому, что с наращиванием готовых работать вдохновенно и по-новому преподавателей, начнет объективно меняться система организации учебного процесса. Могу сказать, что в нашем институте частично удается подстроить учебный процесс под свои методы работы. И это уже хорошо.

Тем более, ведя переписку со многими людьми и встречаясь в рамках совместной работы, я часто нахожу единомышленников даже в деталях. И вот тогда, когда ты понимаешь, что у Вас общие предельные основания - можно дискутировать по поводу частных моментов.

А может просто устал от дискуссий уже... Благо есть пространство для деятельности, и оно открывается уже завтра.

Всех поздравляю с началом учебного года!
Tags: юридическое образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments