alex_brester (alex_brester) wrote,
alex_brester
alex_brester

Category:

Отраслевой и деятельностный подход в юридическом образовании

В работе над проектом новой магистратуры у на оформился некоторый терминологический аппарат, который позволяет немного точнее описать то, над чем мы работаем и понять, как и почему двигаться дальше. Зафиксирую понятое, чтобы не потерялось, а также для возможных замечаний и критики. Текст ниже не претендует на что-то принципиально новое. Скорее всего, кто-то что-то об этом писал.

На данном этапе мы выделяем два подхода к построению учебного процесса в юридическом вузе, именуя их

  • Отраслевой

  • Деятельностный


Оба они как противостоят друг-другу, так и помогают в какой-то мере.

Основной вопрос отраслевого подхода: о чем должен быть информирован юрист?

При отраслевом подходе наблюдается стремление охватить как можно больше отраслей. Считается, что у каждой отрасли есть своя специфика, которая требует изучения в рамках отдельного предмета. В результате в расписании появляются классические: уголовное право, гражданское право, а также спорные (с точки зрения понятия «отрасль») коммерческое, предпринимательское, экологическое и т.п.

Цель при работе в отраслевом подходе не может быть иной, кроме как получение студентом информации (не знания) о том, какие нормы есть в той или отрасли, как они должны толковаться и т.п. В этом смысле изучение отрасли означает получение информации о системе источников, её регулирующих, о специфике правоотношений, регулируемых отраслью и изучение отельных институтов права.


В оппозицию к отраслевому подходу мы ставим – деятельностный.

Основной вопрос деятельностного подхода звучит принципиально иначе: что юрист должен уметь делать?

Вопрос информирования здесь отходит на второй план, так как важнее навык поиска информации. В деятельностном подходе нам не так важно, на материале какой отрасли права работать. Он отрицает наличие такой принципиальной специфики между отраслями права (в том смысле, что в какой бы отрасли юрист не работал, мыслит и делает юридическую работу он примерно одинаково), которая требует отдельного изучения, например, акционерного права, трудового права, природоресурсного права и т.п. Материалы этих отраслей нужны в этом подходе как средство, на котором можно обучить юридической деятельности. И то, что отличает отрасли между собой может помочь в выборе материала для решения деятельностной задачи.

Принципиально важное значение при организации деятельностного подхода имеют лишь юридический процесс и его виды. В частности гражданский процесс и уголовный. Вообще же речь идет о процедурах, не  только о двух видах процесса. Право оживает в различных процедурах, оно проявляется не само по себе, а там, где требуется его отстоять, защитить, оформить и т.п. Именно эти процедуры становятся основой организации деятельностного подхода в обучении.

На чем основывается деятельности подход? Ключевые и местами фундаментальные основания мы выкладывали ранее. См. например

и другие.

Если вкратце, то он основан на реконструкции деятельности юриста.

Мы долго и часто думали над тем, из чего складывается деятельность юриста и пришли к выводу, что у нее всего две ключевых составляющих. Юрист в своей деятельности: исследует и квалифицирует. И кем бы он ни работал и какую бы функцию ни выполнял, он должен сначала что-то установить (провести исследование), а потом квалифицировать. Специфика отраслей, если она и есть, проявляется в ответах на вопросы каковы в ней правила исследования и особенности квалификации. Но ключевое здесь – исследование и квалификация. Для удобства организации учебного процесса в магистратуре мы выделили из исследовательского еще коммуникативный блок и добавили проектирование (имеется ввиду рассмотрение дела, которое есть у юриста в качестве проекта).

Работаете ли Вы в сфере трудового права, корпоративного, уголовного, налогового, Вы исследуете и квалифицируете. Естественно, тот, кто много лет работает в одном направлении, тот специализируется в нем и сможет решить профессиональную задачу быстрее того, кто не связан с этим направлением. Но тот второй тоже должен быть способен решить эту задачу, если он оснащен инструментом, мышлением. И не изучение всех отраслей права дает юристу возможность быть специалистом во всем. Это глупый стереотип, что чем больше мы расскажем про право в самых разных его ипостасях, то юрист будет подготовленным ко всем случаям жизни. Скорее наоборот, с ним ничего не случится.

Право для студента начинается с первого дела. С первого своего собственного дела. Мы это ярко наблюдаем на примере юридической клиники, когда студенты, отлично изучавшие предметы, сталкиваясь с делом, просто не знают, как к нему подойти. И вот тогда, по словам ребят, у них начинается реальное обучение (у нас этот процесс сопровождается кураторами), когда они начинают понимать как право работает, как оно живет. Когда они начинают понимать, что одной нормой из ГК не обойтись, когда появляются препятствия.

Работает ли отраслевой подход в юридическом образовании сегодня? Нет, не работает. Ибо в век информации ставить целью дать информацию как минимум не логично. А вот научить делать, добывать информацию - другое дело.

Нас часто пытаются поймать на слове и упрекнуть, что мы предлагаем готовить ремесленников, делателей и т.п. Это не так. Во-первых, общекультурную подготовку никто не отменял (вспомните, с чего начинались юридические факультеты в мировой и российской истории). Без азбуки права тоже никуда. Другое дело, что и её нужно строить в исследовательском режиме, а не в режиме начитки и ответов. Исследовательский подход - разновидность деятельностного подхода, когда обучаемые вовлечены не в дело, но в исследование.

Во-вторых, чтобы исследовать и квалифицировать в том смысле, в котором понимаем мы, не достаточно технологического освоения алгоритмов. Надо видеть основания деятельности, основания процедур, основания норм. В этом смысле учебный материал должен выводить обучающегося к таким основаниям, они в учебной аудитории (потом будет некогда) должны быть обнаружены, проблематизированы и осмыслены. Обучающийся в деятельностном подходе сам способен быть автором алгоритмов.
О методах и способах написано много и у меня и ilya_shevchenko. Мы в постоянном поиске новых форм работы, кроме привычных уже (но не отточенных до высокого уровня пока) тренинговых занятий, кейсов, игр различной направленности. Второй год, например, я пробую на первом курсе игры, как я их называю, по реальному доказыванию. Когда ситуация доказывания не создается искусственно, а есть в окружающем мире. Есть еще достаточно задумок.

Безусловно, важнейшей частью деятельностного подхода является правильная организация практики и работы юридической клиники. Не менее важной является и научная, исследовательская работа.
Важно то, что обучение должно стать инструментом для того, чтобы понять, как делать, а не для того, чтобы получить информацию о том, какие есть нормы права.

Многое уже сделано на пути к реализации деятельностного подхода. Так, если говорить о ЮИ СФУ то у нас есть целая связка предметов (говорю только про кафедру уголовного процесса), которая преподается "по-другому".

  • 1 курс – профессиональные навыки юриста, профессиональная этика.

  • 2 курс - правоохранительные органы (планируется перевод на деятельностные рельсы), прокурорский надзор, проф.навыки юриста.

  • 3 курс – введение в деятельность юридической клиники, уголовный процесс (исследовательский подход, кейсы), процессуальные акты предварительного расследования.

  • 4 курс – теория и практика доказывания по уголовным делам (исследовательский подход).

Плюс юридическая клиника. Знаю, что некоторые коллег с других кафедр также перестраивают занятия.

В этом же подходе старается выстроить свою работу Красноярский институт повышения квалификации адвокатов.

Если удастся перевести на него магистратуру, то будет неплохой материал для диагностики и понимания, как это работает или не работает на самом деле.

Так что пробуем перестроить работу под девиз «Делай, пробуй, рефлексируй» вместо «Слушай, записывай, пересказывай».
Tags: куратор, практика, юридическая клиника СФУ, юридический институт СФУ, юридическое образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments