alex_brester (alex_brester) wrote,
alex_brester
alex_brester

Categories:

Родительское. Про игрушки.

Захотелось написать что-то совсем несвойственное журналу. Решил про игрушки. Может быть, кому-то будет полезным или интересным. Игрушек очень много. Хороших очень немного. Делают как попало, материал ужасный, увы. Цена не гарантирует того, что какая-нибудь трасса или железная дорога не развалится на второй день. Тем не менее есть очень удачные экземпляры.

Прошу не воспринимать как рекламу. Скорее как мнение частного лица о товаре.

Детишек у нас двое. Сын - Мирон, ему 4. Дочке Диане недавно два исполнилось. И я больше не про те игрушки, которые для дочки, а те, которые теперь для сына (он повзрослее, мне проще оценить эффективность). Я все чаще стараюсь окружать его игровым пространством, в котором непринужденно познается мир, приобретаются навыки. Собственно, все как описано в нормальной педагогике и без лишнего фанатизма. Мы стараемся поощрять любой интерес ребенка, приобретая (или изготавливая самостоятельно) что-то соответствующее ему (делаем пробу, так сказать). Многое после пробы остается без продолжения, но некоторые игрушки/книжки/наглядный материал помогают детям существенно прорваться в развитии и интерес превращается в инструмент обучения. Вот про такие игрушки я хотел бы рассказать.

Это только наш опыт, все детки разные, сами понимаете. А вообще, если об игрушках серьезно, то это сюда. Вся психология игрушек там. Советы, экспертизы игрушек - тоже там. Ну, а я о своем.

1.Плакаты, карточки.

Наша небольшая квартира увешана плакатами и картами. Например, есть такой (самый ранний из тех, что есть):

Или такой:














Есть еще карта мира, России, знаки ПДД. Есть много карточек и изображений из серии наглядных пособий для детского сада и школы. Я большой любитель таких штук и тащу все в дом. Не сразу, но постепенно начинаешь замечать, что наглядность приводит к какому-то априорному пониманию ребенка того, что нарисовано. Как будто они и так это всегда знали. Причем специально никаких действий по изучению предпринимать не надо. Периодически обращаться к плакатам и карточкам. Периодически специально просматривать с комментированием. Потом ребенок сам начинает обращаться спрашивать, рассматривать. В случае моего старшего - уже читать названия  - это новый виток интереса. Всё это, конечно, описано психологами более научно. Личный опыт подтвердил: наглядность развивает.


2. Деревянный конструктор, кубики. Игрушка на все времена.

Надо ли говорить, что деревянный конструктор, кубики, из которых можно построить все, что угодно должны быть в каждом доме?
О вреде "готовых игрушек" много написано на psytoys.ru. К сожалению именно такие преобладают сегодня на рынке и дарят чаще всего именно такие детям (очень просто выбрать машинку, зайчика, меч и т.п.).

Конструктор - типичная "неготовая игрушка". С раннего детства до 6 лет работает смело. Актуален всегда. Как сам по себе, так и в рамках других игр. Это как раз та игрушка, которая за 4 года никуда не делась, всегда на виду, всегда в игре.

Более или менее по-научному это звучит так:
Первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), позже они становятся материалом для конструирования, а с развитием режиссерской игры, кубики зачастую превращаются в предметы-заместители или строительный материал для сюжетных игр. Конструкторы, по сути, являются логическим продолжением кубиков. Они выполняют те же развивающие функции, но требуют более сложных навыков, поэтому их лучше предлагать ребенку уже после знакомства с кубиками. В то же время постройки из конструктора более прочные, а значит, шире диапазон их использования в игре. Отсюда.




3.Настольный хоккей.

Когда я решил его купить, я рисковал. Не был уверен, что сын сможет играть и заинтересуется. Поэтому я решил взять такой, чтобы играть если что самому, с друзьями. Выбрал лучший на данный момент продукт в этом роде.

Настольный хоккей STIGA PLAY OFF. В Красноярске он есть только в спортмастере. Мужики, настоятельно рекомендую. Мы с сыном зависли на три месяца. Сейчас уже реже играем, но иногда зарубаемся надолго. Сначала Мирон очень неумело играл, но через три недели были обыграны все дедушки, а потом и я. Правда регулярно пока меня обыгрывать тяжело. Концентрацию ребенок долго не держит.

И это как раз о полезности. Помимо того, что это великолепная замена мультикам, это еще и моторика, реакция, мысль, концентрация.

Хоккей очень качественный, играть приятно. Ни разу пока не пожалел, что купил и даже докупили с сыном подставку к нему и команды России и Канады.



4.Книги Ротраут Сузанне Бернер.

Случайно приобретенная на ярмарке книга стала настоящим прорывом для сына, а теперь и для дочки. Речь о серии из 5 книг.

На картинке только весенняя книга. А есть еще зимняя, летняя, осенняя и ночная. Каждая из них - серия рисунков из жизни небольшого городка. В книге с помощью рисунков рассказаны истории жителей городка. Эти истории нужно понять, разгадать, связать между собой. Открыв ее просто как книжку с картинками мы зависли на два часа с сыном. И так было два, а то и три месяца. Я заказал все остальные книги, потом мы уже сравнивали рисунки в книгах между собой, отслеживая, как изменился городок за год.

Сейчас, когда мы знаем уже каждый уголок книги, все равно любим их смотреть и находим всегда что-то, чего не нашли раньше. Очень классная штука.

Стоит ли говорить, что это о фантазии, логике, речевых навыках, внимательности и т.п. У меня ребенок с этими книжками окончательно забыл про планшет (был за мной такой грешок, давать планшет с включением развивающих приложений). Эти же книжки порождали интерес к чему-то дополнительному про мир вокруг нас, о чем мы читали или смотрели.

Настоятельно рекомендую всем с 0 до 7. Книги очень качественные, твердые.


5. Пазлы.

Мои дети, особенно старший - фанаты пазлов. О том, как выбирать вкратце написано здесь. Скажу только, что найти качественные и полезные пазлы с нормальным сюжетом не так-то просто. Увы, самые лучшие, да и просто хорошие пазлы делают не в России. Собственно, как и большинство игрушек. Не проходит и дня, чтобы дома не собирались какие-то пазлы. Не всем детям это подходит, но чтобы понять про вашего это ребенка или нет, надо вместе с ним пособирать не один раз.

6.Флаги, карты, география.

Вот с этой игры у сына началась совершенно необъяснимая страсть:

Очень простая и понятная игра, сделана просто великолепно (увы, не в России) просто заразила Мирона и уже три месяца мы сходим с ума по флагам, картам, атласу. Как только проявился интерес, я заказал карточки с флагами, мы стали чаще смотреть карту мира, стали обращать внимание на флаги на улице, в телевизоре, на картинках.

Когда пришли карточки с флагами, процесс пошел еще быстрее.

Тут же пригодился купленный ранее атлас. Он просматривался до этого, но без особого энтузиазма, а теперь затерт уже.

Это кстати к тому, что каждой игрушке и книжке найдется свое место и время.

Теперь ребенок знает больше флагов, стран и т.п. чем некоторые взрослые. Бабушкам и дедушкам это нравится. Я же тут осторожен. Меня радует то, что к этому не приложено никаких усилий, все само собой, в игре. Но я же и понимаю, что на данном этапе количество запомненного не показатель развития. Поэтому стараюсь использовать его информированность для развития навыков и получения дополнительной информации о мире.

7. Геопазлы.

Поощряя интерес ребенка я заказал очень классную и качественную штуку - геопазлы.

Это очень крутая вещь. Сейчас у нас мир и Европа. Скоро придет Россия (для себя в том числе заказал, так как сходу тыкнуть на карте в Удмуртию или Тульскую область увы, не могу).

Качество великолепное. Стоит ли говорить, что мы теперь каждый день собираем и разрушаем мир или Европу?:)

Рекомендую, в общем.










Конечно же это лишь небольшая часть того, что прошло через детей. Есть большая серия игр, важных для физического развития (мяч - игрушка на все времена), много можно сказать о книгах. В частности мы реанимировали очень много своих советских книжек, жена заклеила, собрала по кусочкам. Без машинок и всего стандартного тоже никуда. Никуда без настольных игр с кубиками.

К чему я все это? К игре. Детей нельзя учить. С ними нельзя заниматься как на уроках. С ними надо играть. Хотите научить читать? Пусть у Вас будет игра, где придется различать буквы, складывать слоги, пусть буквы будут везде - на кубиках, на холодильнике в качестве магнитиков и т.п. Хотите научить считать - играйте. Хотите, чтобы ребенок знал мир - придумайте игру. А за игрой появится привычка разговаривать, объяснять.

И не жалейте время на игру.

Tags: дети, игрушки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments